Про приметы «Индустрии 4.0», которая полноправно вошла в нашу жизнь, сметая стереотипы и методы производственных процессов на складских терминалах прошлых лет, рассказал коммерческий директор Ronavi Robotics Олег Розанов в беседе с корреспондентом портала «ЭЛЕЭКСПО» на международной выставке СеMAT Russia-2022.
Справка. Стартап ООО «Ронави роботикс» – российский разработчик и производитель серийных логистических роботов, предназначенных для автономной работы на складах. Компания входит в ГК «ТехноСпарк».
— Олег, почему ваша компания решила заняться этим направлением?
— Направление нашей компании понятно из ее названия. Ronavi – это сокращение из трех слов: Robotic, Navigation, Vision. То есть робот и навигация с помощью определенного роботизированного зрения. Компания создана ГК «Техноспарк» в 2014 году («ТехноСпарк» – это стартап-студия в г. Троицк (Новая Москва), прим. редакции). А импульсом для этого стала покупка корпорацией Amazon небольшой американской компании Kiva Systems.
— Чем же она приглянулась Amazon?
— А вот чем. Kiva Systems создала блестящее роботизированное решение для комплектации по принципу Goods-to-person — «товар к человеку». Для всего логистического рынка это был эффект большого взрыва. Все стали задаваться вопросом: почему Джефф Безос, безусловно, умный человек потратил на это огромные деньги. Наши аналитики быстро поняли, что такое решение поистине революционно и для «ТехноСпарка» это был сигнал к действию.
Интересно то, что Amazon Robotics, дочерняя компания корпорации Amazon, после покупки Kiva Systems запретила им продавать свои роботизированные решения на любые склады, кроме амазоновских. И купить продукцию Kiva Systems стало невозможно. Поэтому появилось намерение создать нечто похожее. В результате проведенных НИОКР наше решение оказалось даже более продвинутым, чем у Amazon Robotics, так как наш робот может ездить любой стороной вперед. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы все оригинальные наработки «Ронави роботикс» защитить патентом.
— Направление нашей компании понятно из ее названия. Ronavi – это сокращение из трех слов: Robotic, Navigation, Vision. То есть робот и навигация с помощью определенного роботизированного зрения. Компания создана ГК «Техноспарк» в 2014 году («ТехноСпарк» – это стартап-студия в г. Троицк (Новая Москва), прим. редакции). А импульсом для этого стала покупка корпорацией Amazon небольшой американской компании Kiva Systems.
— Чем же она приглянулась Amazon?
— А вот чем. Kiva Systems создала блестящее роботизированное решение для комплектации по принципу Goods-to-person — «товар к человеку». Для всего логистического рынка это был эффект большого взрыва. Все стали задаваться вопросом: почему Джефф Безос, безусловно, умный человек потратил на это огромные деньги. Наши аналитики быстро поняли, что такое решение поистине революционно и для «ТехноСпарка» это был сигнал к действию.
Интересно то, что Amazon Robotics, дочерняя компания корпорации Amazon, после покупки Kiva Systems запретила им продавать свои роботизированные решения на любые склады, кроме амазоновских. И купить продукцию Kiva Systems стало невозможно. Поэтому появилось намерение создать нечто похожее. В результате проведенных НИОКР наше решение оказалось даже более продвинутым, чем у Amazon Robotics, так как наш робот может ездить любой стороной вперед. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы все оригинальные наработки «Ронави роботикс» защитить патентом.
«Роботизированное решение для комплектации по принципу Goods-to-person, «товар к человеку», было для всего логистического рынка эффектом большого взрыва». — Коммерческий директор Ronavi Robotics Олег Розанов
— Вернемся к выставке СеMAT Russia-2022. С каким оборудованием, и с какими решениями вы на нее приехали?
— На этой выставке мы экспонируем линейку российских логистических роботов, а именно: S50 для сортировки писем и посылок, M500 — систему перевозки «товар к человеку», а также H1500 для перевозки тяжелых грузов. Причем робот Н1500 — это новая модификация, обладающая не только режимом езды по меткам, но и возможностью SLAM-навигации. То есть у умной машины есть лазерный радар, и она свободно ездит уже со SLAM-навигацией без маркерной зоны в пространстве. Помимо этого, у компании FIRST, наших партнеров по выставке, тоже представлены подобные роботы, и они работают под управлением нашего софта.
У других наших партнеров, компании «ГИКОМ», представлен робот H1500L, созданный на базе нашего робота H1500, но с телескопической стрелой, позволяющей распределять грузы весом до 50 кг на высоту до 5.5 м. На базе этого робота в г. Новый Уренгой мы создали полностью автоматизированный высотный склад плотного хранения. Ширина аллей в 120 см позволяет на площади 2000 кв.м хранить порядка 6500 боксов. Согласитесь, что это невероятно плотное хранение!
— «Ронави роботикс» это российская компания?
— Да, российская. Стартапов с прототипами довольно много, но мы единственные в стране, кто производит роботов промышленными сериями. Их, по нашей технической документации, изготавливают на высокотехнологичном контрактном производстве TEN fab, ходящем в ГК «ТехноСпарк». Наши разработки полностью отечественные и сами роботы, тоже почти полностью российские в том смысле, что отдельные узлы мы покупаем в Юго-Восточной Азии. Так что для нас изменился разве что срок поставки запчастей. Более ранние модели комплектовали итальянскими твердотельными лидарами. Сейчас мы, естественно, от всего этого отходим и планируем не зависеть от Европы совсем.
— Ваш рынок ограничивается Российской Федерацией?
— Де-факто наши роботы сейчас работают лишь внутри страны. Некоторое время назад у нас было контрактное производство, которое могло делать роботов для Запада. Но тема по известной причине закрылась. Тем не менее, высокий спрос на продукцию нашей компании мы наблюдаем на российском рынке, поэтому на этой выставке наше внимание сконцентрированы именно на нем.
— Кто у вас занимается вопросами НИОКР?
— Разработками у нас занимаются две отдельные компании. «Железом», а именно, разработкой и согласованием большого количества узлов внутри робота занимается «Ронави роботикс», это серьезная и квалифицированная работа. Но есть вторая часть работы – управление флотом роботов, который должен вести себя как единый, согласованный механизм, чтобы роботы не бежали все по правому или по левому флангу, как дети в футболе, а каждый выполнял бы свою работу. Для этого есть софт на основе искусственного интеллекта, разработанный RMS (Robotics Management Systems) — отдельной компании, занимающейся вопросами управления наших роботов (входит в ГК «ТехноСпарк», прим. редакции). Разработкой подобного софта в этой компании занимается порядка двадцати инженеров, но нам нужно еще! Мы постоянно набираем людей и находимся в поисках новых специалистов. Они нам реально нужны. Поэтому, если читатели вашего портала заинтересуются, то пусть обращаются к нам.
— Обучением клиентов входит в сферу вашей деятельности?
— Это обязательная часть нашей работы. В рамках ТЗ на разработку системы управления роботами с заказчиком обсуждается множество параметров, которых мы должны достичь: что должна система делать, с какими скоростями и так далее. Затем поставляем разработанную систему, знакомим людей с работой и принципами ее работы. Что касается сотрудников склада, которые занимаются комплектацией и одновременно бегом, то эта работа им будет точно по вкусу — она стала простой и комфортной.
— Вы можете создать логистического робота с повышенной грузоподъемностью по индивидуальному заказу?
— Под конкретный заказ мы создадим отдельного робота с заданной грузоподъёмностью. Естественно, имеются ограничения по весу. У нас был запрос на разработку логистического робота с грузоподъемностью до трех тонн. Среди наших разработок есть профессиональные тягачи, в автоматическом режиме перемещающие за собой тележку или даже поезд из тележек для перемещения каких-либо крупногабаритных деталей. Такие роботы наиболее адаптированы в первую очередь для автомобильной промышленности. Для нас важен размер рынка, и если робот будет сделан в одном экземпляре, то и стоить будет недешево. Работаем на всех, кто заинтересован в наших разработках. И таких заинтересованных много.
— Например?
— Это потрясающие истории! К примеру, за пределами Москвы мы знаем несколько успешных компаний, жалующихся на то, что они для работы на своих производствах и складах собрали всю пригодную публику из своего региона и дальнейшее экстенсивное развитие путем набора дополнительных кадров для них невозможно. Поэтому они и вынуждены автоматизировать складские бизнес-процессы. То же самое касается территорий Крайнего Севера, где плотность населения невысока. Туда люди едут, чтобы добывать нефть и получать высокие зарплаты, а не сидеть на складе. Соответственно, в таких местах имеется серьезная проблема с кадрами. Поэтому ты либо месяцами ищешь кладовщика, либо должен автоматизировать эту работу.
— Тем более для робота температура 15 градусов на складе более чем комфортна.
— Верно. Главное, чтобы температура в помещении была равномерной, иначе будет запотевать оптика, кроме того, ему не нужно ни освещение, ни кондиционирование. Все это значительно снижает эксплуатационные расходы, особенно в районах Крайнего Севера. Еще одна суперважная мотивация использования роботов связана с быстрым ростом интернет-торговли. А это требует интенсивной работы по комплектации мелких заказов, что довольно специфичная работа, для которой такие роботы подходят идеально. Классические комплектовщики на складе, коих во всех крупных организациях большинство, ногами бегают по кругу, собирая заказы. Получается, что их работа на 70% состоит из беготни. Так вот логистические роботы позволяют «беговые» 70% превратить в полезную работу, что увеличивает эффективность работы склада в три раза. Добавить эффективности позволяет автоматизация склада, обеспечивающая оптимальный алгоритм загрузки стеллажей. Это позволяет распределять поступающие товары по стеллажам с таким расчетом, чтобы максимально быстро комплектовать и отгружать заказы клиентам. Поэтому суммарная эффективность автоматизированной роботизации в 5–6 раз выше, чем физическая. А почему она до сих пор не так быстро идет? Потому что нужно ломать работу старого склада, но это сложно и дорого. Проще все оставить как есть.
— На этой выставке мы экспонируем линейку российских логистических роботов, а именно: S50 для сортировки писем и посылок, M500 — систему перевозки «товар к человеку», а также H1500 для перевозки тяжелых грузов. Причем робот Н1500 — это новая модификация, обладающая не только режимом езды по меткам, но и возможностью SLAM-навигации. То есть у умной машины есть лазерный радар, и она свободно ездит уже со SLAM-навигацией без маркерной зоны в пространстве. Помимо этого, у компании FIRST, наших партнеров по выставке, тоже представлены подобные роботы, и они работают под управлением нашего софта.
У других наших партнеров, компании «ГИКОМ», представлен робот H1500L, созданный на базе нашего робота H1500, но с телескопической стрелой, позволяющей распределять грузы весом до 50 кг на высоту до 5.5 м. На базе этого робота в г. Новый Уренгой мы создали полностью автоматизированный высотный склад плотного хранения. Ширина аллей в 120 см позволяет на площади 2000 кв.м хранить порядка 6500 боксов. Согласитесь, что это невероятно плотное хранение!
— «Ронави роботикс» это российская компания?
— Да, российская. Стартапов с прототипами довольно много, но мы единственные в стране, кто производит роботов промышленными сериями. Их, по нашей технической документации, изготавливают на высокотехнологичном контрактном производстве TEN fab, ходящем в ГК «ТехноСпарк». Наши разработки полностью отечественные и сами роботы, тоже почти полностью российские в том смысле, что отдельные узлы мы покупаем в Юго-Восточной Азии. Так что для нас изменился разве что срок поставки запчастей. Более ранние модели комплектовали итальянскими твердотельными лидарами. Сейчас мы, естественно, от всего этого отходим и планируем не зависеть от Европы совсем.
— Ваш рынок ограничивается Российской Федерацией?
— Де-факто наши роботы сейчас работают лишь внутри страны. Некоторое время назад у нас было контрактное производство, которое могло делать роботов для Запада. Но тема по известной причине закрылась. Тем не менее, высокий спрос на продукцию нашей компании мы наблюдаем на российском рынке, поэтому на этой выставке наше внимание сконцентрированы именно на нем.
— Кто у вас занимается вопросами НИОКР?
— Разработками у нас занимаются две отдельные компании. «Железом», а именно, разработкой и согласованием большого количества узлов внутри робота занимается «Ронави роботикс», это серьезная и квалифицированная работа. Но есть вторая часть работы – управление флотом роботов, который должен вести себя как единый, согласованный механизм, чтобы роботы не бежали все по правому или по левому флангу, как дети в футболе, а каждый выполнял бы свою работу. Для этого есть софт на основе искусственного интеллекта, разработанный RMS (Robotics Management Systems) — отдельной компании, занимающейся вопросами управления наших роботов (входит в ГК «ТехноСпарк», прим. редакции). Разработкой подобного софта в этой компании занимается порядка двадцати инженеров, но нам нужно еще! Мы постоянно набираем людей и находимся в поисках новых специалистов. Они нам реально нужны. Поэтому, если читатели вашего портала заинтересуются, то пусть обращаются к нам.
— Обучением клиентов входит в сферу вашей деятельности?
— Это обязательная часть нашей работы. В рамках ТЗ на разработку системы управления роботами с заказчиком обсуждается множество параметров, которых мы должны достичь: что должна система делать, с какими скоростями и так далее. Затем поставляем разработанную систему, знакомим людей с работой и принципами ее работы. Что касается сотрудников склада, которые занимаются комплектацией и одновременно бегом, то эта работа им будет точно по вкусу — она стала простой и комфортной.
— Вы можете создать логистического робота с повышенной грузоподъемностью по индивидуальному заказу?
— Под конкретный заказ мы создадим отдельного робота с заданной грузоподъёмностью. Естественно, имеются ограничения по весу. У нас был запрос на разработку логистического робота с грузоподъемностью до трех тонн. Среди наших разработок есть профессиональные тягачи, в автоматическом режиме перемещающие за собой тележку или даже поезд из тележек для перемещения каких-либо крупногабаритных деталей. Такие роботы наиболее адаптированы в первую очередь для автомобильной промышленности. Для нас важен размер рынка, и если робот будет сделан в одном экземпляре, то и стоить будет недешево. Работаем на всех, кто заинтересован в наших разработках. И таких заинтересованных много.
— Например?
— Это потрясающие истории! К примеру, за пределами Москвы мы знаем несколько успешных компаний, жалующихся на то, что они для работы на своих производствах и складах собрали всю пригодную публику из своего региона и дальнейшее экстенсивное развитие путем набора дополнительных кадров для них невозможно. Поэтому они и вынуждены автоматизировать складские бизнес-процессы. То же самое касается территорий Крайнего Севера, где плотность населения невысока. Туда люди едут, чтобы добывать нефть и получать высокие зарплаты, а не сидеть на складе. Соответственно, в таких местах имеется серьезная проблема с кадрами. Поэтому ты либо месяцами ищешь кладовщика, либо должен автоматизировать эту работу.
— Тем более для робота температура 15 градусов на складе более чем комфортна.
— Верно. Главное, чтобы температура в помещении была равномерной, иначе будет запотевать оптика, кроме того, ему не нужно ни освещение, ни кондиционирование. Все это значительно снижает эксплуатационные расходы, особенно в районах Крайнего Севера. Еще одна суперважная мотивация использования роботов связана с быстрым ростом интернет-торговли. А это требует интенсивной работы по комплектации мелких заказов, что довольно специфичная работа, для которой такие роботы подходят идеально. Классические комплектовщики на складе, коих во всех крупных организациях большинство, ногами бегают по кругу, собирая заказы. Получается, что их работа на 70% состоит из беготни. Так вот логистические роботы позволяют «беговые» 70% превратить в полезную работу, что увеличивает эффективность работы склада в три раза. Добавить эффективности позволяет автоматизация склада, обеспечивающая оптимальный алгоритм загрузки стеллажей. Это позволяет распределять поступающие товары по стеллажам с таким расчетом, чтобы максимально быстро комплектовать и отгружать заказы клиентам. Поэтому суммарная эффективность автоматизированной роботизации в 5–6 раз выше, чем физическая. А почему она до сих пор не так быстро идет? Потому что нужно ломать работу старого склада, но это сложно и дорого. Проще все оставить как есть.
«Классические комплектовщики на складе, коих во всех крупных организациях большинство, ногами бегают по кругу, собирая заказы. Их работа на 70% состоит из беготни. Логистические роботы позволяют «беговые» 70% превратить в полезную работу, что увеличивает эффективность работы склада в три раза».
— Это инерция поведения?
— Все дело в отсутствии должной конкуренции. Скажем, есть такие компании как Wildberries и Ozon. И если они, не дай бог, закроют какую-то часть своих мощностей то, соответственно, конкурент их займет. Эти компании такого позволить себе не могут и, таким образом, гонка за морковкой – бесконечный процесс.
Есть очень один важный параметр. Весь ритейл подвержен сезонным пикам потребления и спроса. То есть склады, которые для сезонной работы должны дополнительно привлечь народ, обучить, а по окончании сезона уволить. Это очень дорого и неудобно. И выходит, что экономический эффект от того, что в сезон ты продал в два раза больше, из-за издержек не равен двукратному росту прибыли. Нанимать сезонных рабочих дорогое удовольствие, так как они менее эффективны, чем постоянный контингент. Реальным решением этой проблемы призвана стать наша программа «Робот как сервис», позволяющая на время сезонного пика увеличить возможности склада до необходимой величины. В чем суть программы? Можно взять на 2–3 месяца одного или несколько роботов, посмотреть, насколько он устраивает ваши логистические системы. Если не получилось, то ударили по рукам и разошлись, а понравилось, то у клиента есть выбор: либо он продолжает эту систему арендовать, получать робота как сервис, либо переходит к покупке системы или частичной покупке. Комбинаций решений может быть много. Количество людей можно тоже увеличить, но нелинейно. И это еще один параметр, когда можно безболезненно нарастить мощность за счет увеличения роботизированной системы, добавляя в нее роботов. Это делается просто, масштабируется элементарно и намного дешевле дополнительного фонда оплаты труда наемного персонала.
— Но если взять в аренду робота, то потребуется его адаптация на складе, изначально не предназначенного для роботизации.
— Прежде, чем у заказчика купленный ли арендованный робот появляется на складе, мы проверяем, насколько катастрофичны процессы на его складе, много ли у него сотрудников. Например, если у вас склад перенасыщен людьми — это один из признаков, что вам уже пора переходить на роботизацию. Причем, скорее всего, это означает, что автоматизацию и роботизацию в нем придется вводить поэтапно, а это весьма неудобно, затратно и долго. Значительно проще и быстрее внедрить роботизацию на этапе строительства нового склада. Тем не менее, интеграция роботов возможна без остановки текущих бизнес-процессов склада. И в ряде случаев такой подход к решению задачи автоматизации склада имеет право на реализацию.
«Если у вас склад перенасыщен людьми — это один из признаков, что вам уже пора переходить на роботизацию. Внедрить роботизацию на этапе строительства нового склада значительно проще и быстрее».
— Заказчик всегда понимает тот уровень модернизации, который ему необходим?
— Сейчас, как правило, не понимает. Другое дело компании с относительно высоким уровнем автоматизации и огромным количеством задействованных ими технологий такие как: Wildberries, Ozon, X5 Group, «Магнит» и другие. Они, конечно, отлично знают рынок и прекрасно все понимают. Мы с ними обсуждаем ряд внешних параметров: сколько и какая группа товаров на входе, какая группа на выходе, насколько мелко им надо комплектовать заказ, какие логистические процессы они собираются рассматривать.
— Ваша ценовая политика позволяет конкурировать с китайскими компаниями?
— По отзывам заказчиков, наши цены вполне конкурентоспособны по сравнению с тем, что предлагают конкуренты. Другое дело, что сама цена не всегда отражает истинную стоимость решения. Скажем, в отличие от многих конкурентов, мы предлагаем роботов с открытым API (Application Programming Interface, прим.редакции). Это означает, что если наш клиент еще и в программировании силен, то может сам запрограммировать робота. И мы считаем, что производство и управление роботами это два разных бизнеса. Поэтому в нашу группу входят независимые друг от друга компании, а это разные бизнесы с разным объемом. Например, софт компании RMS может управлять как нашими роботами, так и роботами других производителей. Подобный же софт, предлагаемый конкурентами, управляет только определенными роботами. А это неудачное решение, так как на складе нужны разные варианты роботизации, соответственно, необходим единый софт для управления разными роботами.
И последний момент. В мае 2019 года вышло постановление правительства РФ № 555 о субсидиях в рамках поддержки приоритетных отраслей экономики на основе внедрения отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий. Согласно документу, государство компенсирует клиенту 50% стоимости проекта, поэтому, когда вы покупаете роботов на 50-100 млн рублей, то есть смысл побороться за 25-50 млн субсидий. Фактически это означает, что я в два раза выигрываю по сравнению с любым китайским или иным производителем, потому что у нас цены примерно одинаковые.
— Это постановление работает?
— Конечно. В нем названы с десяток операторов, которые от имени государства сотрудничают с клиентами. В их числе, например, Сколковский фонд, ВЭБ. Мы, как резиденты, больше общаемся с фондом Сколково.
— Спасибо вам за интересное и содержательное интервью.
В этом интервью были затронуты актуальные вопросы, определяющие перспективы и возможные пути развития рынка роботизированных решений для производственных и складских терминалов. Эта тема достаточно многоплановая, чтобы ее можно было бы раскрыть в одном материале, поэтому редакция портала «ЭЛЕЭКСПО» продолжит начатый разговор в новой встрече с коммерческим директором «Ронави роботикс» Олегом Розановым.
Материал подготовил: Игорь Дмитриев
Источник: EleExpo
— Все дело в отсутствии должной конкуренции. Скажем, есть такие компании как Wildberries и Ozon. И если они, не дай бог, закроют какую-то часть своих мощностей то, соответственно, конкурент их займет. Эти компании такого позволить себе не могут и, таким образом, гонка за морковкой – бесконечный процесс.
Есть очень один важный параметр. Весь ритейл подвержен сезонным пикам потребления и спроса. То есть склады, которые для сезонной работы должны дополнительно привлечь народ, обучить, а по окончании сезона уволить. Это очень дорого и неудобно. И выходит, что экономический эффект от того, что в сезон ты продал в два раза больше, из-за издержек не равен двукратному росту прибыли. Нанимать сезонных рабочих дорогое удовольствие, так как они менее эффективны, чем постоянный контингент. Реальным решением этой проблемы призвана стать наша программа «Робот как сервис», позволяющая на время сезонного пика увеличить возможности склада до необходимой величины. В чем суть программы? Можно взять на 2–3 месяца одного или несколько роботов, посмотреть, насколько он устраивает ваши логистические системы. Если не получилось, то ударили по рукам и разошлись, а понравилось, то у клиента есть выбор: либо он продолжает эту систему арендовать, получать робота как сервис, либо переходит к покупке системы или частичной покупке. Комбинаций решений может быть много. Количество людей можно тоже увеличить, но нелинейно. И это еще один параметр, когда можно безболезненно нарастить мощность за счет увеличения роботизированной системы, добавляя в нее роботов. Это делается просто, масштабируется элементарно и намного дешевле дополнительного фонда оплаты труда наемного персонала.
— Но если взять в аренду робота, то потребуется его адаптация на складе, изначально не предназначенного для роботизации.
— Прежде, чем у заказчика купленный ли арендованный робот появляется на складе, мы проверяем, насколько катастрофичны процессы на его складе, много ли у него сотрудников. Например, если у вас склад перенасыщен людьми — это один из признаков, что вам уже пора переходить на роботизацию. Причем, скорее всего, это означает, что автоматизацию и роботизацию в нем придется вводить поэтапно, а это весьма неудобно, затратно и долго. Значительно проще и быстрее внедрить роботизацию на этапе строительства нового склада. Тем не менее, интеграция роботов возможна без остановки текущих бизнес-процессов склада. И в ряде случаев такой подход к решению задачи автоматизации склада имеет право на реализацию.
«Если у вас склад перенасыщен людьми — это один из признаков, что вам уже пора переходить на роботизацию. Внедрить роботизацию на этапе строительства нового склада значительно проще и быстрее».
— Заказчик всегда понимает тот уровень модернизации, который ему необходим?
— Сейчас, как правило, не понимает. Другое дело компании с относительно высоким уровнем автоматизации и огромным количеством задействованных ими технологий такие как: Wildberries, Ozon, X5 Group, «Магнит» и другие. Они, конечно, отлично знают рынок и прекрасно все понимают. Мы с ними обсуждаем ряд внешних параметров: сколько и какая группа товаров на входе, какая группа на выходе, насколько мелко им надо комплектовать заказ, какие логистические процессы они собираются рассматривать.
— Ваша ценовая политика позволяет конкурировать с китайскими компаниями?
— По отзывам заказчиков, наши цены вполне конкурентоспособны по сравнению с тем, что предлагают конкуренты. Другое дело, что сама цена не всегда отражает истинную стоимость решения. Скажем, в отличие от многих конкурентов, мы предлагаем роботов с открытым API (Application Programming Interface, прим.редакции). Это означает, что если наш клиент еще и в программировании силен, то может сам запрограммировать робота. И мы считаем, что производство и управление роботами это два разных бизнеса. Поэтому в нашу группу входят независимые друг от друга компании, а это разные бизнесы с разным объемом. Например, софт компании RMS может управлять как нашими роботами, так и роботами других производителей. Подобный же софт, предлагаемый конкурентами, управляет только определенными роботами. А это неудачное решение, так как на складе нужны разные варианты роботизации, соответственно, необходим единый софт для управления разными роботами.
И последний момент. В мае 2019 года вышло постановление правительства РФ № 555 о субсидиях в рамках поддержки приоритетных отраслей экономики на основе внедрения отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий. Согласно документу, государство компенсирует клиенту 50% стоимости проекта, поэтому, когда вы покупаете роботов на 50-100 млн рублей, то есть смысл побороться за 25-50 млн субсидий. Фактически это означает, что я в два раза выигрываю по сравнению с любым китайским или иным производителем, потому что у нас цены примерно одинаковые.
— Это постановление работает?
— Конечно. В нем названы с десяток операторов, которые от имени государства сотрудничают с клиентами. В их числе, например, Сколковский фонд, ВЭБ. Мы, как резиденты, больше общаемся с фондом Сколково.
— Спасибо вам за интересное и содержательное интервью.
В этом интервью были затронуты актуальные вопросы, определяющие перспективы и возможные пути развития рынка роботизированных решений для производственных и складских терминалов. Эта тема достаточно многоплановая, чтобы ее можно было бы раскрыть в одном материале, поэтому редакция портала «ЭЛЕЭКСПО» продолжит начатый разговор в новой встрече с коммерческим директором «Ронави роботикс» Олегом Розановым.
Материал подготовил: Игорь Дмитриев
Источник: EleExpo