Лекарство для бизнеса: развитие робототехники во время пандемии
Из-за пандемии автоматизация и роботизация производства стали как никогда актуальны: люди вынуждены соблюдать социальную дистанцию, а компании, которые не успели вовремя внедрить роботов или дистанционное управление, либо закрываются, либо теряют прибыль. Вместе с «Роснано» мы выяснили, как менялся российский рынок роботов в последние годы, что он может предложить во время пандемии и на какое будущее рассчитывают отечественные производители решений для роботизации и автоматизации.
Последние годы спрос на роботов растёт
«Еще четыре года назад к роботизации всерьёз не относились, — говорит генеральный директор Ronavi Robotics Иван Бородин. — Потенциальные клиенты знали, что такая опция есть, но никто не задумывался о том, что свой бизнес нужно роботизировать. По моим ощущениям, всё изменилось примерно год назад, когда бизнес стал активнее тестировать роботов».
Объём рынка RPA-систем (Robotic process automation — роботизированная автоматизация процессов) в России в последние пару лет стабильно рос — по словам опрошенных TAdviser экспертов, со скоростью 30—50% ежегодно. В первую очередь роботизация интересовала компании, которым нужно было заменить монотонный человеческий труд (например машиностроение и производственную логистику) или существенно увеличить скорость работы (сварки, пайки, резки, погрузочно-разгрузочных операций).
Коронавирус серьёзно ускорил автоматизацию всех отраслей. В опросе, который провела компания Ernst & Young, более 40% респондентов сказали, что они прямо сейчас активно вкладывают средства в роботизацию и автоматизацию своего бизнеса, потому что «готовятся к посткризисному миру». Как следствие, роботизация и автоматизация бизнеса, которые и так набирали обороты в последние годы, в пандемию только ускорились.
Ronavi Robotics входит в группу компаний «ТехноСпарк» инвестиционной сети Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «Роснано»
Логистика: роботизация — единственный выход
Уже скоро увидеть человека на складе будет непросто — именно там активнее всего внедряют логистических роботов. PwC в «Обзоре тенденций развития транспорта и логистики» утверждает, что роботизацию бизнес-процессов можно использовать как инструмент автоматизации и поддержки компаний, работающих в различных секторах транспортно-логистической отрасли.
Использование роботов позволяет оптимизировать пространство склада и существенно повысить его производительность. Пока не все это понимают — директор Ronavi Robotics приводит пример, как бизнес начал терять деньги из-за того, что не перешёл на роботизацию вовремя.
«В апреле прошлого года одна компания по доставке товаров заинтересовалась нашими логистическими роботами, но спустя серию переговоров решила, что им это не нужно. Хотя мы предлагали провести пилоты, протестировать и всё отладить. Спустя год я узнал, что они, несмотря на резкий рост спроса, не могут взять больше заказов, потому что их бизнес-процессы не отлажены соответствующим образом. Они теряют часть выручки, потому что не стали вовремя проводить роботизацию. И не получится просто решить проблему, наняв дополнительно складских работников, — складские объёмы не безграничны, и в какой-то момент люди элементарно начинают друг другу мешать», — говорит Иван Бородин.
ResearchAndMarkets в своём исследовании мирового рынка RPA отметили, что продуктивному использованию роботов мешает кадровый вопрос: в компаниях не хватает квалифицированных специалистов, владеющих данными технологиями.
Один из способов решения — внедрение роботов по принципу zero touch, когда клиенту отправляют полностью настроенных роботов, как это делают в Ronavi Robotics, после чего специалисту остаётся только установить их и нажать нужные кнопки в правильном порядке. И когда робот появляется в сети, его наладкой и обслуживанием занимаются специалисты производителя.
Директор Ronavi Robotics приводит следующие цифры: если раньше компания рассматривала один запрос на роботизацию в неделю, то теперь к ним ежедневно поступают одно или два обращения. Основные источники роста: продуктовый ретейл, складская логистика и производство.
Иван Бородин считает, что спрос на роботов увеличился также благодаря новой бизнес-модели использования автономных мобильных платформ для перемещения товаров на складах, которую Ronavi Robotics предложила рынку, — «робот как сервис» или «робот по подписке». Член правления «ТехноСпарка» Борис Галкин объясняет логику введения такой модели работы: «Мы снимаем с клиента головную боль по поводу обслуживания роботов и можем быстро получить решение о покупке (роботы как операционные, а не капитальные затраты). Ключ к успеху на быстрорастущем рынке складской робототехники — это максимальный охват рынка. Компаний, готовых потратить 100 тыс. руб. на 1 робота в месяц гораздо больше, чем тех, кто вложит несколько млн руб. в покупку».
Ronavi Robotics — первая российская компания, которая не только полностью завершила собственную разработку логистического робота с нуля, но и начала его серийное производство и продажи. В конце марта Ronavi Robotics привлек инвестиции для наращивания производства. При этом Иван Бородин утверждает, что компания будет и дальше производить только роботов для внутрискладской логистики: «Мы не планируем размывать фокус и хотим остаться компанией, производящей узконаправленные решения».
Источник: Inc.