Роботизация складов: Россия нагоняет Европу

Мировой рынок логистических роботов, по прогнозу Fortune Business Insights, в 2023—2029 годах будет расти со средней скоростью 16,7%, увеличившись с 7,11 млрд долларов в 2022 году до 21,01 млрд долларов в 2029 году. По данным Глобального института McKinsey, транспортная и складская отрасли имеют третий по величине потенциал автоматизации среди всех секторов бизнеса. И, хотя развитие технологий в России отстает на 5−7 лет от Северной Америки и Европы, здесь тоже начинается роботизация складов.
В 2021 году уровень роботизации в России составляет не более 10 роботов на 10 000 рабочих мест, но, по оценке ТПП, он может вырасти до 134 роботов в течение 5 лет. Для сравнения: в ведущих технологических странах этот показатель колеблется от 500 до 800 роботов на 10 000 рабочих мест, по оценке WorldRobotics, международной федерации робототехники. Типичная российская компания, которая занимается логистикой и складскими операциями, растет в оборотах примерно в 2 раза каждые 3−4 года. Обычно она использует гибкий сортировочный конвейер — сложную машину из нескольких маленьких конвейеров, которая с большой скоростью сортирует заказы по разным направлениям. Российский складской оператор покупает его и устанавливает. Но работать машина может только с одной скоростью, например, 12 тысяч сортировок в час. И когда через 3−4 года объем операций клиента вырастает в два раза, он упирается в скоростные возможности этого конвейера. Компании надо либо что-то докупать к этому конвейеру, либо перевозить его в другое место и заново инсталлировать. А ведь примерно 70% стоимости оборудования стоит сама настройка, инсталляция. Поэтому, когда возникает необходимость два раза его перевезти, дешевле купить новый.

..... .. .Иван Бородин
Вместе с тем поставщик этого оборудования — иностранная компания — может в любой момент уйти из России. Поэтому российский складской оператор ищет аналогичное отечественное решение. Важно, чтобы оно было очень гибким, позволяющим к европейским или китайским роботам добавлять российских, которых можно свободно докупить через пять лет. Или временно сократить их число, когда сезон прошел. И чтобы ПО позволяло управлять этими роботами разного производства. Для решения этой задачи компания RMS (входит в группу «ТехноСпарк») разработала программное обеспечение для управления роями разных типов роботов, произведенных российскими и зарубежными вендорами. Поэтому сейчас клиенты — складские операторы — могут воспользоваться этим ПО, если они хотят имеющийся контракт с иностранными роботами дополнить российскими или же полностью перейти на последние.
Для управления складскими роботами требуется роевой интеллект (swarm intelligence), который управляет коллективным движением мобильных платформ. Один из ключевых вопросов — организация навигации внутри складского помещения. Для этого используются магнитные ленты, QR-коды, SLAMнавигация, RFID-метки и др. Груз может перемещаться подъемным или тяговым способом. Одним из клиентов RMS стала нефтегазовая компания «Газпромнефть»,
которая на складе в Новом Уренгое решила роботизировать ручной труд кладовщиков по выдаче рабочим спецодежды и передаче ее в прачечную. Стоимость рабочего часа на Севере достаточно высока, чтобы заменить высокооплачиваемых кладовщиков на складе неприхотливыми роботами. В конце 2021 года компания обратилась к нашей компании Ronavi Robotics (тоже входящей в группу «ТехноСпарк») за поставкой 8 роботов со специальным дополнительным захватом,
сделанным специально под их бизнес-процессы. Ronavi Robotics разработала для «Газпромнефти» модель робота H1500L — для эксплуатации на складах с многоярусным размещением контейнеров на стеллажах в небольших ячейках. Платформа для перевозки паллет и стеллажей в этой модели заменена на складную мачту высотой 5,5 м, по которой вертикально перемещается платформа с устройством захвата груза. Робот подъезжает к стеллажу, выдвигает мачту, перемещает нужный контейнер на платформу, опускает мачту и едет в зону выдачи груза. Использованные комплекты СИЗ и одежды складывают в корзины, перевозку которых в прачечную обеспечивают стандартные роботы Н1500. Автоматическая система управления технологическими процессами RMS в каждый момент времени выбирает робота для оптимального выполнения задания, строит маршрут, следит, чтобы роботы не блокировали друг друга, а также при необходимости автоматически отправляет их на зарядку. По данным генерального директора компании RMS Алексея Гостомельского, за год, прошедший с июля 2022-го, когда был автоматизирован склад «Газпромнефти», совокупное время простоя роботизированной системы не превысило 8 часов. Таким образом, эффективность роботов Ronavi Robotics и ПО составила 99,9%, общая скорость обслуживания выросла в 2 раза, сроки окупаемости — 2−3 года за счет экономии ФОТ.
Идея склада будущего в России стала более осязаемой. Сегодня еще три компании эксплуатируют на своих складах наших роботов в пилотном режиме, и в этом году мы начнем роботизацию еще четырех крупных игроков различных рынков. Прогнозируемый спрос на ближайшие пару лет на складских роботов такого класса — 800- 1500 штук. В последние годы в логистической робототехнике распространилась бизнес-модель Robotics-asa‑Service (RaaS, «роботы как услуга»). Она предполагает сдачу роботов в аренду, когда заказчик получает сервис по выполнению роботами определенных задач. Содержание и обслуживание роботов, зарплата управляющих ими специалистов ложится на поставщика RaaS, тогда как логистическая компания платит только за час работы роботов. Роботы, взятые в аренду, дают возможность не нанимать сезонных рабочих. Роботы гибче в управлении и синхронизации, хотя и уступают в спектре выполняемых операций обычным рабочим.
Для успешной промышленной эксплуатации мало создать машину, которая хорошо выполняет поставленную задачу, — надо еще наладить систему технического обслуживания на месте — скорость реакции при поддержке ключевых процессов составляет менее 5 минут. В настоящее время в России лишь некоторые участники рынка роботизируют свои склады, и среди них «Яндекс Маркет». В середине апреля «Яндекс» объявил о том, что открывает центр тестирования собственных складских роботов «Маркета». Ранее своих роботов компания тестировала в подмосковном Софьине. Ретейлер Walmart из США также в середине апреля анонсировал, что до января 2024 года около трети его магазинов начнут получать заказы с роботизированного склада. Автоматизация от компании Symbotic, в которой Walmart приобрел миноритарный пакет в прошлом году, коснется всех 42 региональных распределительных центров компании.